Признаки задержки психического развития (ЗПР)
Автор: Елена Пефтеева, дефектолог-логопед
ЗПР – задержка психического развития.

Чем коварно ЗПР?

Если задержка психического развития не в тяжелой форме, то очень часто, родители и близкие замечают ее поздно, времени для коррекции остается мало. Сензитивный период упущен и из-за этого у ребенка начинают появляться сопутствующие проблемы: школьная неуспеваемость и психологические проблемы от осознания отставания.

Важно понимать, задержка психического развития может компенсироваться при специальном обучении и воспитании. Чтобы не упустить драгоценное время и рано заподозрить ЗПР, мы собрали самые яркие признаки:

1) Ребенок к 4 месяцам не дает реакцию на слова и жесты своих родителей.

2) К 8 месяцам не появился лепет.

3) К годику ребенок молчаливый, мало издает звуков.

4) К 1,5 годам не появились первые слова, кажется что не всегда понимает обращенную речь или не реагирует из вредности, могут быть проблемы с пережевыванием твердой пищи.

5) К 2 годам у ребенка мало слов в активном и пассивном словаре, не повторяет новые слова за взрослым.

6) К 2-3 годам не может запомнить названия частей тела, новых предметов(когда много раз учат, а ребенок через 5 минут как "чистый лист").

7) К 3 годам ребенок не заговорил предложениями, не понимает простых рассказов.

8) Ребенок отличается гиперактивностью, невнимательностью, повышенной агрессивностью, отстают от нормального развития память, внимание, мышление.

9) Ребенок мало фантазирует в играх, не придумывает сюжетов и новых игр.

10) У ребенка сложности в общении со сверстниками.

11) Пониженная умственная работоспособность. Слабо проявляются познавательные интересы ребенка, это препятствует успешному освоению образовательной программы.

12) Недостаточность обобщенности, предметности и целостности восприятия. Чаще проявляется в рисовании и конструировании.

13) Сложности с соблюдением правил и режимов. Частые проблемы с поведением в группе детей.

14) Не держат дистанцию со взрослыми

15) Недоразвития речи системного характера.

16) Трудности с овладением навыками чтения, письма, счета.

17) Незначительные нарушения в мелкой моторике. Кажется что ребенок неуклюже все делает пальчиками.

18) У ребенка заметен интерес к игре и отсутствует интерес к учебе (преобладают игровые мотивы над учебными), особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте.

19) Незрелость эмоционально волевой сферы.

20) Иногда слабый инстинкт самосохранения (дети не могут предусмотреть, вспомнить и предупредить некоторые ситуация, даже имея негативный опыт в прошлом).

Важно! Перечисленные признаки могут наблюдаться и при других нарушениях развития. Если вы заметили несколько у своего ребенка, то рекомендовано обращение к специалистам за диагностикой.
Made on
Tilda